Самостоятельность, инициатива и ответственность

Главная Форумы Темы форума СП ДС «Звёздочка» Самостоятельность, инициатива и ответственность

Просмотр 15 сообщений - с 1 по 15 (из 15 всего)
  • Автор
    Сообщения
  • #2192
    admin
    Хранитель

    Какие методы и приемы Вы используете для развития самостоятельности, инициативы и ответственности дошкольников при организации трудовой деятельности?

    #2221
    Pavlova Svetlana
    Участник

    Инициативность – умение самому находить новые объекты для трудовой деятельности, самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию при достижении разных по характеру целей, стремление выйти за рамки выполняемого задания, используя имеющиеся знания, умения и навыки. Для развития инициативы и ответственности необходимо создание особой предметно-развивающей среды, позволяющей свободно использовать её компоненты, а также создание проблемной ситуации, чтобы ребёнок мог проявить себя.
    Формирование самостоятельности, инициативности, ответственности
    возможно на основе стратегии индивидуализации, с опорой на личный опыт
    ребенка, при помощи взрослого, создающего условия для самопознания, рефлексии
    ребенка.
    Основные методы работы с детьми.
    1. Развивающие игры и упражнения, направленные на развитие познавательных
    психических процессов.
    2. Игры на взаимодействие детей со сверстниками и со взрослыми
    3. Обсуждение сказок, историй позволяет решать как сиюминутное так и глубокие
    личностные проблемы детей. Ребенок слушая сказки и истории учится понимать
    окружающих, справляться с собственным поведением.

    #2222
    IrinaVR
    Участник

    Для формирования элементарной трудовой деятельности у дошкольников в соответствии с ФГОС ДО необходимо, создание соответствующих условий. Только при условии хорошей организации предметно-развивающей среды группы, ребенок сможет испытать радость от труда. Очень важно осознавать значение поддержки проявления инициативы ребенка в различных видах деятельности, выбора условий, методов, соответствующих возрасту детей и индивидуальным особенностям характера.
    Трудовая деятельность — это осознанная целенаправленная деятельность ребенка, которая направлена на осуществление результата и регулируется волевыми проявлениями. По своему содержанию труд детей дошкольного возраста делится на четыре вида: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной и художественный труд (В.Г. Нечаева, Г. Н. Година, Р.С. Буре и др.)
    Самообслуживание — это труд ребенка, направленный на обслуживание самого себя (одевание — раздевание, прием пищи, санитарно — гигиенические процедуры). С помощью труда по самообслуживанию у детей воспитываются навыки и умения быть самостоятельными, опрятными, приводить в порядок личные вещи, игрушки.
    Хозяйственно-бытовой труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети учатся замечать любые нарушения порядка в групповой комнате и на участке и по собственной инициативе устранять их.
    Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, самостоятельности, любви к родной природе, воспитания бережного отношения ко всему живому.
    Ручной и художественный труд по своему значению является трудом, направленным на удовлетворение эстетических потребностей ребёнка.
    Опыт трудового воспитания показывает, что начало трудолюбия формируется у ребенка рано и зависит от тех условий, которые представляем детям мы, взрослые, при первых проявлениях у них самостоятельности, активности, инициативного отношения к замыслу игры, выполнению трудового поручения.

    #2223
    ermolaeva
    Участник

    В древней Индии говорили: «До пяти лет ребёнок – ваш царь. С пяти до десяти – ваш слуга. С десяти до пятнадцати – ваш брат. А после – ваш друг или враг в зависимости от того, как вы его воспитали»
    Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Целесообразность формирования на этапе дошкольного детства личности, не пассивно созерцающей действительность, а активно преобразующей ее, обозначена в ряде исследований и нормативных правовых документах. Так, в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного воспитания отмечено, что необходимо «побуждать детей к инициативности и самостоятельности». В своей практике в целях пробуждения у дошкольников инициативности и самостоятельности я применяю различные методические приемы.В своей практике в целях пробуждения у дошкольников инициативности и самостоятельности я применяю различные методические приемы.
    Наиболее действенными приемами, на мой взгляд, являются:
    «Мастер- классы»;
    «Ритуал планирования самостоятельной деятельности»;
    Прием «Три варианта»

    #2230
    AliyaKaumova
    Участник

    Трудовое воспитание дошкольников осуществляется с помощью ряда средств: собственной трудовой деятельности; ознакомления с трудом взрослых; художественных средств.
    Собственная трудовая деятельность детей является необходимым средством трудового воспитания. Дети обучаются в ней конкретным трудовым навыкам и умениям, добиваются видимого результата, удовлетворяют свою потребность в реальном приобщении к миру взрослых.
    В своей работе я использую следующие приемы и методы:показ; объяснение; обсуждение процесса труда и его результатов; оценка; обучение отдельным способам выполнения трудовых операций.
    Так же огромную роль играют использование художественных средств, хоть и нельзя научить человека трудиться слушая музыку, рассказ, сказку или рассматривая картину о труде, но тем не менее, именно с помощью художественных средств можно вызвать у детей интерес к труду, желание быть похожими на тех, кто трудится, понять важность и общественную значимость труда.
    Все названные художественные средства эффективны в педагогическом процессе, если используются систематически, во взаимосвязи друг с другом и с организацией трудовой деятельности дошкольников.

    #2234
    Nataliya Litvinova
    Участник

    Развитие детской инициативы и самостоятельности в условиях
    детского сада осуществляется с помощью:
    • создания условий для свободного выбора детьми деятельности,
    участников совместной деятельности;
    • создания условий для принятия детьми решений, выражения своих
    чувств и мыслей;
    • не директивной помощи детям, поддержки детской инициативы и
    самостоятельности в разных видах деятельности (игровой,
    исследовательской, проектной, познавательной и т. д.)

    #2239
    Irina Nurgalieva
    Участник

    Формирование представлений детей о труде взрослых является важным элементом в гармоничном развитии личности. Интерес дошкольников к профессиям способствует развитию у них желание отобразить действия, характерные данной профессии, в игре. Но формирование этих представлений необходимо осуществлять через совместную деятельность, партнерские взаимоотношения. Нет смысла навязывать как правильно поступать, если ребенок не видит этого в окружающей естественной обстановке. Личный пример взрослых и осознание ребенком того, какую пользу приносят его действия для него самого и окружающих.

    #2240
    MarinaSir
    Участник

    Трудовая деятельность отличается более непосредственной связью с жизнью взрослых, чем игра, поскольку трудовые действия и ситуации, в которых они выполняются, вполне реальны и приводят к получению вполне конкретного результата. Именно в труде ребенок самостоятельно выполняет и совершенствует предметные действия, которыми он овладел еще в раннем детстве. Я полностью разделяю точку зрения Алии Каюмовой и стараюсь в своей работе использовать аналогичные методы и приемы.

    #2245
    kayup
    Участник

    Работая с детьми старшего дошкольного возраста считаю приоритетной сферой проявления детской инициативы является научение, расширение сфер собственной компетентности в различных областях практической, предметной, в том числе трудовой деятельности.
    Необходимо:
    — вводить адекватную оценку результата деятельности ребёнка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования продукта деятельности;
    — спокойно реагировать на неуспех ребёнка и предлагать несколько вариантов исправления работы:
    повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание, совершенствование деталей и т.п. Рассказывать детям о трудностях, которые испытывали при выполнении трудовой деятельности;
    — создавать ситуации, позволяющие ребёнку реализовывать свою компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников;
    — обращаться к детям с просьбой показать воспитателю те индивидуальные достижения, которые есть у каждого, и научить его добиваться таких же результатов;
    — поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворение его результатами;
    — создавать условия для разнообразной самостоятельной деятельности детей;
    — привлекать детей к планированию жизни группы на день, неделю, месяц. Учитывать и реализовать их пожелания и предложения;
    — создавать условия и выделять время для самостоятельной трудовой деятельности детей;

    #2246
    Kulikovaa
    Участник

    Использую методы и приемы, которые необходимы для руководства разными видами детского труда:
    — Определить цель труда (если ребенок сам ставит цель – что он хочет сделать, каков должен быть результат, можно уточнить ее либо внести другое предложение);
    — Помочь ребенку мотивировать свой труд, обсуждать с ним, для чего и для кого нужна данная работа, в чем ее значение;
    — Учить элементам планирования работы (например, сначала приготовить таз с водой и тряпочку для мытья игрушек, потом выбрать место для чистых игрушек и т.п.);
    — Показать и объяснить (или напомнить), как лучше это сделать; советовать, как успешнее выполнить поручение, обязанность;
    — Пробудить интерес к предстоящему делу, поддерживать и развивать его в ходе работы;
    — Выяснить, что уже сделано и что еще можно сделать, чтобы добиться лучшего результата;
    — Вспоминать вместе с ребенком основные «трудовые правила» (работать старательно должен каждый, необходимо помогать старшим и малышам и т.д.);
    — Поощрять старательность, интерес к делу, стремление преодолеть трудности, добиваться намеченной цели;
    — Систематически проверять вместе с ребенком ход, результаты работы и оценивать ее, уделяя особое внимание проявленному ребенком терпению, самостоятельности и инициативы, настойчивости в достижении цели;
    — Подключать ребенка к своему труду, подавать пример добросовестного отношения к делу, помогая советом или делом в случае затруднения (но не делать работу за него);
    — Пробуждать инициативу и находчивость (задавая вопросы, что можно сделать, как лучше сделать, наталкивать на самостоятельное принятие решений);
    — Поставить ребенка перед необходимостью сделать выбор и помочь принять правильное решение (например, можно идти играть, но сначала лучше закончить работу, иначе не успеете приготовить подарок к завтрашнему дню);
    — Читать художественные произведения, посвященные людям труда, рассматривать с ними иллюстрации, обращать внимание ребенка на то, как трудятся люди (на прогулке, экскурсии, в детском саду).

    #2247
    olga
    Участник

    Уважаемые коллеги! Прошу Вас, пожалуйста, уточнить, конкретизировать методы и приемы по данному направлению, которые вы применяете в работе. Какие Вы создаете условия, какую работу Вы ведете с родителями при организации трудовой деятельности. Конечно, я полностью с вами согласна — Для решения этих задач первостепенным является создание соответствующих условий. Только при условии хорошей организации, ребенок сможет испытать радость от труда. Уважаемые коллеги, поделитесь опытом работы по привлечению детей к трудовой деятельности.

    #2277
    evgeniya
    Участник

    Эффективной формой организации трудового обучения дошкольников в старших и подготовительных к школе группах является коллективный труд. Общие поручения требуют от детей большей самостоятельности при распределении работы, вызывают необходимость совместных действий. Для удобства группу детей можно разделить на три-четыре звена и предложить каждому звену самостоятельное задание. В процессе коллективной трудовой деятельности дети учатся согласовывать свои действия, желания, интересы с работающими рядом товарищами, приходить при необходимости на помощь и обращаться за помощью, использовать тактичные формы обращения.

    #2278
    Afanasyeva Natalia
    Участник

    Трудовое воспитание – важное средство всестороннего развития личности ребенка. Трудолюбие не дается от природы, а должно воспитывается с самого раннего детства.
    Но как ни странно современные родители не задумываются о том, что в основе всех учебных умений лежат, как правило, трудовые умения и навыки, воспитывающие целеустремлённость, самостоятельность, прилежание и конечно же помогают ребёнку гораздо быстрее и легче адаптироваться в социуме.
    Я, предлагаю в работе с родителями использовать такие приемы, как анкетирование «Воспитание трудолюбия в семье», выпустить буклеты «Как воспитать себе помощника?», создать картотеку игр « Трудовое воспитание дошкольников», организовать совместный проект с родителями « Мы помощники». Можно также предложить родителям несколько вопросов для бесед с детьми дома и наблюдений за их работой.

    #2280
    olga chiligina
    Участник

    Самостоятельность можно рассмотреть как одновременное проявление инициативы и подчинение общепринятым нормам и правилам. В трудовой деятельности заложены благоприятные возможности для формирования целенаправленности и осознанности действий, настойчивости в достижении результата.
    Трудовая деятельность дошкольников способствует развитию самостоятельности, ответственности, установлению положительных взаимоотношений в коллективе детей, умение ставить цели, находить способы их достижения, добиваться результата и анализировать его, определяя причины того или иного результата. А такие качества личности очень важны в современном, быстро изменяющемся мире.

    #2284
    Oksana
    Участник

    Я согласна со Светланой Валентиновной, что важна инициативность — умение самому находить новые объекты для трудовой деятельности, самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию при достижении разных по характеру целей, стремление выйти за рамки выполняемого задания, используя имеющиеся знания, умения и навыки.Очень важно в работе по данному направлению отношение к труду детей,а,особенно, это зависит от того,какое значение предаем этому мы педагоги. Можно помочь ребенку полюбить труд,почувствовать радость от труда,а можно и отбить желание,если использовать неинтересные для детей методы и приемы. Трудовую деятельность дошкольников необходимо организовывать так,чтобы труд перекликался с игрой,был ее составной частью. Именно так ребенок учится, привыкает работать,не замечая того, что это уже не игра.Когда дети осознают свои обязанности,когда они приобретают практический опыт,необходимые трудовые навыки -это создает у них уверенность в своих силах,готовность трудиться,ощущение радости от совместной деятельности.

Просмотр 15 сообщений - с 1 по 15 (из 15 всего)
  • Для ответа в этой теме необходимо авторизоваться.